Литература

"Консилиум или Как я был фарисеем", А.Масленников

Непридуманные истории

Сосед по больничной палате, старичок, забывающий, ставили ему два часа назад капельницу или нет, и потому старающийся по наущению жены все записывать в пухлую тетрадку, разошелся не на шутку:
- Внук – мерзавец, набрал кредитов, отдавать не собирается. А в квартире, что ни день, маски-шоу: омоновцы вламываются.., - только что он звонил домой, и супруга, видно, здорово его подзавела.
- Так не омоновцы, дед, наверное, - судебные приставы, - лениво уточняет парень с соседней койки. – Внук-то что, с тобой, что ли, живет?
- Со мной, мерзавец, со мной, куда ж его денешь!.. Да не работает нигде… Банкиры, мерзавцы, какого лешего ему кредиты дают?..
Старичок надолго переключается на банкиров. По его словам выходит, что во всех бедах уже только они и виноваты. Вот не давали бы кредитов великовозрастному бездельнику – все бы мирно да ладно было: «Банкиры – главные мерзавцы, им бы только поживиться за счет простого народа»…
Чем в больнице еще заниматься? Лишь тему подкинь – обсосут до косточек. Восемь мужиков чай в палате. И на этот раз зашевелились мозги - открыл заседание палатный консилиум.
- Я бы такому внуку по заднице надавал – пусть работает. Бывало, молодым парнем был на заводе. Так специально отгулы зарабатывал, чтоб бате с мамкой на сенокосе помогать, - говорит невысокий страдающий бессонницей по причине кашля мужчина. - И в мыслях не было на чьей-то шее сидеть...
- Конечно, внучок виноват, причем тут банкиры, - вскидывается лежащий у окна сосед кашлюна. – Он сам-то что думает, когда взаймы берет? Отдавать же надо…
- Смотри, дед, заберут за долги квартиру, станешь на старости лет бомжом, - подначивает с койки у дверей румяный блондин. Он сегодня выписывается, и потому в благостном настроении. А когда самому хорошо, почему бы другому не поплевать в душу?!
Старичок морщит маленький и без того сморщенный носик, хлюпает губами, соображая, что ответить, и наконец победно вскидывает обе руки с фигурами из трех пальцев:
- А фигу этим банкирам, накося выкуся…
- Не, я вот, например, ипотеку брал – все просчитал, как отдавать буду. И сумма-то не ахти какая – пятьсот тыщ всего. А внук твой что, совсем дебил? – продолжает рассуждать соседняя койка.
…Консилиум в разгаре. Однопалатники единодушно осуждают внука. Попутно выясняют, что и дедов сын, отец этого непутевого внучка, тоже не работает и живет за счет стариков. «Вот тунеядцы, при советской власти такого не было, - удивляется бывший заводчанин, - давно бы на трудовом фронте перевоспитывались…».
Но дед палату будто и не слышит – продолжает, как и начал, на все лады костерить банкиров.
- Не задалась жизнь у старика, - жалеет его страдающий бессонницей.
Я отворачиваюсь к стенке и мысленно молюсь о деде, о его неразумном внуке, о сыне. О банкирах без наличия персоналий молиться как-то не получается. Но вот фраза о незадавшейся жизни в голове почему-то застревает. А не сами ли мы себе старость готовим – не сами ли себе эту жизнь «не задаем»? Наверное, раздумываю, когда сын и внук поперек еще скамейки лежали, не поучил их дед тогда уму-разуму.
…Через несколько дней, уже выписавшись из больницы, встретил знакомого священника. Поговорили о новостях: он – о приходских, я – о больничных. Между прочим, припомнил я и палатный консилиум:
- Почему, батюшка, люди такие?.. Вот дедок этот – всех осуждает. А в своем глазу бревна не видит… У меня ведь с сыном тоже не все гладко бывает. Но я себя в первую очередь ругаю…
- А вы помните притчу о мытаре и фарисее?
- Ну, а как же? Только причем тут это?..
И тут меня словно в жар бросает. Вспоминается евангельская история. «Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Вот и получается: я деда осудил, да еще и погордился, что сам не такой, как он. Побывал, выходит, фарисеем, да еще каким! Перед отцом Александром «праведником» себя выставил. Спасибо батюшке за науку.

16.02.2013

Фарисей стоял посреди храма и молился: благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди – и пощусь два раза в неделю, и заповеди все соблюдаю, и милостыню подаю. Не то, что всякие прелюбодеи, грабители, обидчики. Или вон как этот мытарь… Мытарь же стоял при входе, не смея даже глаз поднять, ударял себя в грудь и твердил только одно: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! В итоге, говорит притча, фарисей вышел осужденным, а мытарь оправданным. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, - сказал Господь, - унижен будет а унижающий себя возвысится».

И тут меня словно в жар бросает. Вспоминается евангельское повествование. Фарисей стоял по-хозяйски посреди храма и молился: благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как все эти люди, развратники, обманщики, казнокрады, или как этот недостойный мытарь. В отличие от них я все законы Твои соблюдаю, пощусь два раза в неделю, на храм даю десятину из всего, что приобретаю.
Мытарь же стоял вдали, у порога, не в силах глаз поднять на небо. И только бил себя в грудь и твердил одну фразу: Боже, милостив будь ко мне, грешнику.
Как говорит притча, мытарь пошел из храма оправданным более, чем «праведный» фарисей. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Вот и получается: я деда осудил, да еще и погордился, что сам не такой, как он. Побывал, выходит, фарисеем, да еще каким! Перед отцом Александром «праведником» себя выставил. Спасибо батюшке за науку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Богослужения

В Знаменской церкви (с. Броды) богослужения проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты иконе Божией Матери "Знамение" , или мученикам Флору и Лавру, или прп. Иоанну Рыльскому, или правв. Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, или свт. Петру, митр. Московскому.

В Васильевской церкви (с. Васильевское) богослуженитя проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты Пресвятой Троице или Иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" или свт. Василию Великому (в холодное время - в домах прихожан с. Васильевского)

Документы

С официальными документами прихода можно ознакомиться на странице - ссылка

prestol

pomoch

vokrtes shokala

group vk

Наши друзья

patriarhiya hram tver.ru seyatel rjm tvermitr hr ros book let Родники Тверской Земли