Храм "Преображения Господня", с. Холохольня

Шитков Александр,
преподаватель Старицкого колледжа, краевед

Местность вокруг селения Холохольни упоминается в начале XIII века. В книге историка В. С. Борзаковского «История Тверского княжества» гово­рится, что «Новгородский князь Мстислав Удалой в 1216 году, захватив Зубцов, пошел с дружиной вниз по Волге «и сташа на Холохольне». Отметим, что в народе ее именуют речка Холохоленка, которая впадает в реку Волгу в 8 километрах от нынешнего города Старицы. Поскольку в литературе встречается разное понимание расположения Холохольни, то приведем здесь строки историка В. Н. Татищева из «Истории Российской» полностью: «В лето 6724 (1216 – А. Ш.). … Мстислав же, пришед взя град Зубцов. Ту пришел к нему князь Володимер Рюрикович со смольяны. И послаша ко князю Яросла­ву в Новый Торг о миру, а сами сташа на Холохольне». Когда-то здесь проходила граница между Новгородскими владениями и Вла­димиро-Суздальским княжеством. Являясь торговым таможенным пунктом, Холохольня была известна за пределами Тверского княжества, в состав которого с 1246 года входил данный населенный пункт.

Село видело многих купцов с Нижней Волги, здесь были обнаружены арабские деньги, относящиеся к VII веку. «Сохранилось предание, что в древние времена здесь, вблизи деревянной церкви, были установлены два толстых сухих кола, и когда торговые люди подходили на своих ладьях по Волге к селу, то вестовщик палкой стучал по колам (кол о кол). Услышав трескучий сигнал, местное население быстро спешило на пристань, чтобы купить привезенный товар. В свою очередь купцы закупали у жителей ры­бу, лен, пеньку, лисьи и заячьи шкуры. Позднее на колья приладили пе­рекладину, повесили небольшой колокол и, завидя на Волге ладьи с това­рами, звонили в колокол. Отсюда и пошло название «Колокольня».

Архивные документы свидетельствуют, что в XVI столетии в Холохольне действовал мужской монастырь во имя Иоанна Богослова, был благословлен Тверским архиепископом иконою с частицей мощей Благоверной княгини Анны Кашинской.

Точная дата основания самого монастыря неизвестна. Судя по дошедшим до нас актовым источникам и описи монастырского архива, первые пожалования Холохоленскому монастырю связаны с именем старицкого князя Андрея Ивановича. Известно, что удел князь Андрей Иванович получил только в 1519 году и управлял им до 1533 года. Вероятно всего, именно к этому времени и следует относить основание обители.

Село упомянуто в меновой грамоте царя Ивана Грозного со стариц­ким князем Владимиром Андреевичем, когда в 1566 году город Старица с княжескими селами был обменен на город Дмитров.

Из строителей и игуменов Холохоленского Богословского монастыря известны следующие: «строитель Герасим 1558 и 1559 гг., игумен с 1585 по 1596 г. Игумен Симеон с 1619 г., строитель Аверкий 1653 г., строитель Илья 1662-1664 гг., строитель Симеон 1686 г.». В марте 1663 году этот монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре. В монастыре тогда находилась одна церковь во имя Иоанна Богослова с приделом, и некоторые постройки. В конце XVII века монастырь был упразднен.

Дореволюционный старицкий краевед Иван Петрович Крылов, посетив в 1915 году Преображенскую каменную церковь села Холохольни, писал: «В храме, существующем в настоящее время, находятся следующие уцелевшие от монастыря предметы: 1). Напрестольный крест с надписью: «Лета 7200 (1692 г.) декабря въ 20 день сей крестъ далъ вкладу Троице-Сергиева монастыря больничный старецъ Тихонъ Балахонецъ в Колоколенский монастырь по родителехъ своихъ»; 2). Напрестольное Евангелие с построчной по листам надписью: «Лета … марта в 4 день въ Старицкий уездъ въ Троицкий Холохоленский св. монастырь Иоанна Богослова и Нила далъ сие святое Евангелие напрестольное того монастыря служечникъ Ерофей Стефановъ, ради своего сущаго Иисуса Христа Бога нашего въ воздаяние вечно въ поминовение родителей своихъ». В Синодике Старицкого Успенского монастыря на листе … перечислена умершая братия Холохоленского монастыря, в том числе игумены Александр и Герасим, 5 схимонахов и 42 человека иеромонахов, иереев, иеродиаконов и монахов. На кладбище бывшего монастыря сохранилась одна плита, где из всей надписи можно лишь прочитать: «7100 (1592 г.) октября 26 дня». Судя по Синодику монастырь был и приходской церковью для крестьян, ибо мы видели в нём, кроме монахов, священников бельцов. По преданию, на месте монастыря существовал деревянный храм…»

Первые сведения о деревянной церкви села Холохольни находим в архивном источнике, хранящемся в Тверском государственном архиве, когда в 1752 году по указу архиепископа Тверского и Кашинского Митрофана старицкому духовному правлению было велено «…угодна оная (церковь – А. Ш.) будет и перенесению на другое место, и невесма ветха и можно к ней олтарь прирубить достоверно освидетельствовать и каковою она церковь меры и каковою фасона описан… и дать в консисторию рапорт немедленно». Деревянную холохоленскую церковь просил перенести в село Михайловское старицкий помещик, капитан Фёдор Терентьевич Понафидин. По всей видимости, церковь там сгорела, так как в документе прямо сказано «на погорелое вотчины ево Понафидина Старицкого уезда в село Михайловское место».

Через некоторое время из старицкого духовного правления пришёл ответ, что «в Старицком уезде в селе Холохольне Праздная деревянная церковь во имя Николая Чудотворца… Оная церковь перенесению на другое место угодна и невесма ветха и олтарь прирубить к ней вновь можно.

Оная церковь с трапезою меров длины четырнадцати аршин семи аршин вышиною церковь осмнадцати рядов, трапеза тридцати рядов, древяного фасона, крыта тесом на церкви под крестом вместо глав четыреугольной обрубец. По подписи на кресте знак построена 7179 (1678 – А. Ш.) года при царя и великом князе Алексее Михайловиче всея Росси Самодержца.

Олтарь имеется внутри оной церкви… Священник Иван Васильев».

Таким образом, мы узнаем, что деревянная церковь в селе Холохольне называлась во имя Николая Чудотворца и при ней был священник Иван Васильев. Заметим также, что данная церковь была построена ещё во времена существования холохоленского Иоанна Богослова монастыря в 1678 году, и после упразднения обители в конце XVII века в селе Холохольне было две церкви – во имя Николая Чудотворца и святого апостола Иоанна Богослова.

Именно на месте деревянной церкви во имя Николая Чудотворца в 80-е года XVIII века будет построен каменный храм, но уже с другим названием – Преображения Господня. Доказательством этому служат архивные документы, хранящиеся в том же Тверском архиве. А дело это называется так «О построении Старицкого уезда в селе Холохольни вновь каменной церкви. 1761 г.».

Священник Иоанна Богослова церкви Михаил Иванов в 1761 году писал епископу Тверскому и Кашинскому Афанасию, что «… оная приходская наша церковь Божия имеется древянная, весма тесна и тому стала быть, вся обветшала; для Богоугодного благолепия и пространства желаему мы нижайше – вместо оной обветшалой церкви построить на оном же погосте вновь каменную церковь Божию во имя Преображения Господня с приделом Иоанна Богослова вашего архипастырского Благословения на построение оной церкви. Божий камень и прочия потребные материалы приготовлять…»

Указ о построении каменной церкви в селе Холохольне был получен 8 июня 1765 года. Но строительство каменной церкви во имя Преображения Господня на месте деревянной церкви Иоанна Богослова не устраивало ни причт, ни приход. И причинами этого были следующие обстоятельства: «Токмо на старом погосте строить оную церковь опасно, потому что оном погосте имеется близ реки Волги и в нынешнем году воду временно поднимает водой тот погост и церковь… в а прошлых годах назад тому лет десять … вода под пол и в церковь подступала и берег ныне подмывать начала, к сему… А имеется не в дальном от оного погоста расстояния возле самой новоторжской большой дороги близ … старинной погосте Николая Чудотворца, на котором погосте по высокости места и по удалению … мы ныне построить по усердию желаем…

Того ради Вашего Преосвященства и всепокорно Просим дабы соблаговолено был вашим Милостивым благословением позволить нам нынешнюю оную церковь … на оном старинном Николаевском погосте выше писанные упоминания построить…»

Таким образом, выясняется, что Иоанна Богослова монастырь находился на самом берегу реки Волги, по всей видимости, рядом с торговой площадью.

Для освидетельствования места под строительство нового каменного храма был послан архимандрит Старицкого Свято-Успенского монастыря Варфоломей, который рапортовал епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу 18 октября 1765 года, что «погост, на котором обветшалая церковь имеется … воде в близости и на низменном месте у берега в подолий подмыт, начало старинном погосте Николая Чудотворца на гористом и ровном месте находится, на котором погосте церковь Божия построить весьма пристойно».

В 1765 году Старицкое духовное правление получил указ из Святейшего Синода «О строении в том селе Холохольне вместо ветхой деревянной вновь каменной церкви Божию во имя Преображения Господня с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова».

Пока строилась новая церковь, с колокольни в 1771 году неизвестные украли два колокола. Священник Козьме Михайлову пришлось писать объяснение, в котором, в частности, читаем, что «февраля на 11 число в ночи с имейся в том селе Холохольне при церкви Божии колокольни, которая за не вхождение личинного запора в скобу была незаперта, воровские люди украли два колокола, а сколько в них весу было о том в той церкви записки не имеется, и они о том действительно знать не могут, точие по примеру признавав во одном колоколе пудов шести, а в другом пуда три, которую покражу усмотрели они того же февраля 12 дня, … благовест часами и по вечерни был в большой колокол спущенное веревке, а звону в колокол во оное число не было…».

После тщательного проведённого расследования старицким земским следователем Верещагиным выяснилось, что во всём виноват пономарь данной церкви, при том, «священник и причт и крестьяне, которые единогласно показали кроме неосторожности и незапирании у той колокольни двери нанево пономаря суждений и к воровству приличества не имеется…».

Вскоре из Правительствующего Святейшего Синода пришёл указ, в котором «…кои велено села Холохольни священнику с причетники, чтоб над церковными вещами дабы были в добром хранении имели прилежной надсмотр, а пономаря к тому же обязать подпискою…».

Новый каменный храм в селе Холохольне был построен в 1774 году, так как 2 сентября в прошении архиепископу Тверскому и Кашинскому Платону священник Преображенской церкви Козьма Михайлов писал, «что по ветхости старой деревянной нашей церкви повелено было построить вновь каменную церковь во имя Преображения Господня с приделом святого апостола Иоанна Богослова, по которому нашему прошению для построения вновь каменной церкви резолюциею Его Преосвященства велено дать Указ, которой из ставленческой конторы и дан, по которому Указу оная церковь устроена и трапеза с приделом, и колокольнею. Уже совсем построены и в пределе иконостас и святыя образа… к освящению храма совсем исправно, причем предлагается опять благочинного и настоящую церковь как можно достраивать стараться будем…».

Почти десять лет шла переписка между Тверской консисторией и Старицким духовным правлением об освящении новоустроенного храма в селе Холохольне. И только после всех выполненных необходимых процедур каменная церковь во имя Преображения Господня была освящена.

Через десять лет, в 1794 году, был освящен и третий левый придел в холохоленской Преображенской церкви. Правда только в одном архивном источнике новый придел называется во имя Николая Чудотворца, во всех же других документах левый придел назван во имя Нила Столобенского и Сергия Радонежского. Устроителем нового придела стал вотчинник сельца Новое, капитан Иван Михайлович Клеопин, имевший в полутора верстах выше по Волге большое имение.

Вот что писал в прошении епископу Тверскому и Кашинскому Иринею священник Преображенской церкви Иоанн Мартынов об освящении нового придела: «…настоящая ещё и поныне неосвящена., но как иконостас также и образа и всего по приличию других святых храмов изготовлено: да притом же бывший вотчинник в сельце Новом гвардии капитан Иван Михайлов сын Клеопин по усердию своему в трапезе сравнивая освященному Иоанну Богослову приделу во имя Николая Чудотворца иконостас и образа изготовил; после коего прихожане желая онаго Клеопина обещание выполнить как настоящую во имя Преображения Господня, так и оный придел во имя Николая Чудотворца вместе освятить желание имеют сентября 26-му числу текущего 1794 года….».

И вскоре Тверская консистория получила рапорт из Старицкого духовного правления об исполнении указа, «… по чиноположению церковному освящены сего года сентября 26 числа…»

9 июля 1797 года в Тверскую духовную консисторию приходит рапорт от благочинного 2-го округа священника села Бороздина о. Михаила Федорова, который докладывал, что «в ведомстве его Старицкого уезда в селе Холохольне на церковной земле имеется питейный дом, в котором почасту бывают драки, которой благоволено б было снести…»

В свою очередь был сделан запрос в Тверское губернское правление, которое уведомило Тверскую духовную консисторию, что «Старицкого уезда в селе Холохольне казенный питейный дом, по окладным книгам, значится и состоит в отчине в притчами по Старицкому уезду в том селе Холохольне издавна, а по присланной из Старицкого нижнего земского суда ведомости показано — оное село казенного Экономического ведомства, а на церковной земле оной и питейный дом имеется, построен и в каком от церкви расстоянии, такового сведения в камерной части нет».

Тогда данный вопрос был рассмотрен Святейшим Синодом, который решил о сносе с церковной земли питейного дома, «дабы в состоящем в том селе питейном доме ссор и драк никаких не происходило».

В это время священником Преображенской церкви села Холохольни был Мартин Семенов, приходившему в 1801 году проживавших в сельце Новом в доме генерал-аншефа Тимофея Ивановича Тутолмина француженок присоединять к православной вере. И если «девка Марья Иванова по чиноположению церковному ко грекороссийской церкви была присоединена», то «женщина Ефросинья Петрова за отъездом в Санкт-Петербург присоединиться к грекороссийской церкви не пожелала».

15 сентября 1802 года генерал-аншеф Тимофей Иванович, глубоко верящий в Бога и справедливость, решает построить в своем имении домовую церковь. Он пишет прошение Архиепископу Тверскому и Кашинскому Павлу: «… Жительство я имею в вотчинном моем Старицком уезде сельце Новое, которое состоит в приходе села Холохольни в неблизком и для проезда крайне трудном от онаго села разстоянии, по чему я послабости моего здоровья, а паче жена моя по имеющейся в ней тягчайшей болезни для Слушания церковного славословия ездить в то Село Холохольню совсем не может, чего для и нужно нам устроить домовую церковь с дачею в нее подвижного антиминса».

Уже 6 ноября 1802 года из Священного Синода архиепископу Тверскому и Кашинскому Павлу пришел «Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО … что в означенном сельце Его Новом домовую церковь на основании Указа 1723 года октября 5-го числа по жизни Его и жены его устроить можно, с тем однаком, чтобы священнослужения в ней исправлял приходской священник и чтоб то сельцо Новое оставалось по прежнему в приходе села Холохольни, … ПРИКАЗАЛИ: означенную домовую церковь Ему Господину Генерал Аншефу и Кавалеру Тутолмину в разсуждении слабости здоровья его и жены его в сельце Новом по смерти их на точном основании ИМЯННЫХ ВЫСОЧАЙШИХ 1772 го апреля 12-го и 1723-го годов октября 5 числа указов устроить дозволить. Ноября 6-го дня 1802 года».

И задуманная мечта генерал-аншефа Тимофея Тутолмина реализовалась 9 декабря 1802 года, когда вновь построенная домовая церковь, носящая имя «Богоматери Всех Скорбящих», была освящена архимандритом Старицкого Успенского монастыря Анастасием. Вот что, в частности, будет написано в рапорте по этому поводу: «…об освящении у Его высокопревосходительства Генерала Аншефа и разных орденов Кавалера Тимофея Ивановича Тутолмина в сельце Новом домовой церковь во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих мне Архимандриту тогда когда все надобное для церкви будет отделано и приготовлено сего ж декабря 7 числа Мною Архимандритом получен, по которому надлежащее исполнение учинено быть имеет».

К сожалению, пока еще не выявлен архитектор домовой церкви сельца Новое, но наверняка можно предположить, что им был старицкий архитекторский ученик Матвей Алексеевич Чернятин, который в это время работал управляющим у отставного генерала-аншефа Тимофея Ивановича Тутолмина.

Но на этом история домовой церкви во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих в сельце Новом не заканчивалась. 6 ноября 1802 года Священный Синод давая разрешение на открытие домовой церкви подчеркивал, что церковь будет действовать только «по жизни его Господина Тутолмина и жены его». Но 24 декабря 1819 года из Старицкого духовного правления в Тверскую консисторию поступило донесение, в котором, в частности, писалось, что «… как известно сему Правлению, что Господин Генерал Аншеф Тимофей Иванович Тутолмин и жена его уже скончались, а между тем означенная домовая церковь, по и неимению об упразднении ея ни откуда предписания поныне существует и показывается в годовых по сему Правлению ведомостях наличною…».

И теперь уже сын Т. И. Тутолмина генерал-майор Алексей Тимофеевич писал 20 марта 1820 года архиепископу Тверскому и Кашинскому Филарету: «В страданиях от мучительной болезни, которою одержим я более 10-ти лет, обязываюсь я утрудить, ваше высокопреосвященство, всепокорнейшего моею прозьбою, разсмотреть прилагаемую мною здесь копию с прошением посланного в Тверскую духовную консисторию, которым испрашиваю я оставлением в Моем доме Домовой Церкви, представляя на благоуважение оной побуждающие меня к тому законные причины. В полной остаюсь надежде, что вы преосвященнейший Владыко, как Справедливый Архипастырь, не лишить болезньми удрученного Христианина, той Сладости и душевного успокоения, которым каждый наслаждается при Слушании божественной Литургии; доводя таким образом до сведения вашего Угрожающе меня несчастного лишиться способа исполнить Христианский долг, я остаюсь в полной надежде, что ваше Выкопреосвященство уважить изволить прошение мое, и доставить мне тем возможность доколе жив просить всемогущего Творца о ниспослании на всех земных благ…».

После необходимых процедур, из Святейшего правительствующего Синода пришел приказ: «Означенную в Сельце Новом домовую церковь оставить существующею на прежнем основании, согласно с мнением Вашего преосвященства. … Августа 1 дня 1820 года».

18 ноября 1823 года генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин скончался, и был по завещанию похоронен в Троицком соборе Старицкого Успенского монастыря. Домовая церковь в имении Новом продолжала работать, так как еще была жива вдова Екатерина Николаевна Тутолмина. В том, что она проживала в старицкой усадьбе, видно по ее прошению об освящении нижнего придела во имя Сергия Радонежского Чудотворца в Троицком соборе Старицкого Успенского монастыря, в котором она прямо указывает: «Я буду ожидать исполнения просьбы моей Тверской губернии Старицкого уезда в сельце Новом. Май 28 дня 1824 года».

Но на 47-ом году жизни 6 апреля 1831 года Е. Н. Тутолмина скончалась. Именно в это время попечитель над имением наследников господ Тутолминых зубцовский помещик Василий Александрович Семенов просил Архиепископа Тверского и Кашинского Григория исполнить завещание Алексея Тимофеевича и Екатерины Николаевны «оставить на прежнем основании домовую церковь во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих», а в конце прошения попечитель поставил дату — «Декабрь 1831-го года».

16 сентября 1832 года указом Святейшего Синода было повелено: «Находящуюся Старицкого уезда в сельце Новом домовую церковь за смертию Генерал Майора Тутолмина, и по изъясненным в том Указе причинам и законоположением, упразднить, и имеющийся в оной церкви святой Антиминс отобрав, представить к хранению в Архиерейскую ризницу, а утварь церковную обратить в Приходскую Села Холохольни Церковь…».

И здесь оказалось все не так просто. Попечитель имения зубцовский помещик Василий Александрович Семенов до конца решил отстаивать последнюю просьбу бывших хозяев имения оказывая «препятствия» и даже «сопротивления» и «осталась оная церковь не упраздненною».

Властям пришлось за неисполнение Указа Святейшего Правительствующего Синода В. А. Семенова отозвать и назначить нового попечителя над именем Тутолминых старицкого помещика, подполковника Валерьяна Иванова Казнакова, который в августе 1833 года предложил архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию «домовой церкви церковную утварь и ризницу без остатку обратить в устроенную покойным Г. Генералом Тутолминым в Старицком Успенском монастыре церковь», так как она «остается без надлежащего удовлетворения церковною утварью так, что не имеется ни на котором престоле Серебряного Благословляющего Креста, Кроме евангелий и сосудов, — ризница повседневная обветшала, монастырь же будучи недостаточной, и имеющий свои три церкви, усовершенствовать таковою не в состоянии; между тем Холохоленская церковь Зданием Каменная, утварью достаточна, всяким благолепием украшена и имеет приходу 1004 души мужского пола, в кою передавать из нарушаемой ныне Тутолминской домовой церкви Имущества церковного, никакой надобности не предвидится…».

И вдруг, неожиданно, в спор вступает наследственная дочь Алексея Тимофеевича Тутолмина Флена Алексеевна, которая к этому времени уже вступила в законный брак за полковника Вегелина и имела жительство в своем имении Новом. Именно она добилась того, что «вновь Указом из Святейшего Правительствующего Синода 1834-го года февраля от 14-го дня последовавшим предписано: Согласно с желанием дочери покойного Генерал Майора Алексея Тутолмина Флены, находящейся в замужестве за Полковником Вегелиным, состоящую в сельце Новом домовую церковь оставить в ея существовании, с отправлением в оной Священнослужения по-прежнему, с тем, чтобы по смерти ея Вегелиной, в отобрании Святого Антиминса и передачи Церковной утвари и всего Церковного имущества поступлено было по сии последовавшего …»

В 1835 году усадьбу Новое приобрела старицкая помещица, вдова, Анна Петровна Аничкова, которая писала в прошении на имя архиепископа Тверского и Кашинского Григория, что «кроме имения перешло в мою собственность и означенное сельцо Новое, так равно и тот дом, в коем с 1803 года устроена домовая церковь, в коей приходские села Холохольни Священноцерковному жители за выше прописанным распоряжением Святейшего Синода сами по себе не осмеливаются отправлять Священнослужение; между тем в весеннее и осеннее время в сообщении сельца Нового с приходскими селом Холохольнею бывают по причине разлития рек состоящих между сими селениями крайние неудобства и затруднения, чрез что я лишаю нередко быть в Церкви села Холохольни при отправлении Священнослужения, и при том и лета я имею уже сближающимся с старостью.

То по всем сим обстоятельствам покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить в означенной домовой церкви отправлять по-прежнему Священнослужения и оную Церковь по мою смерть оставить по-прежнему в существовании».

По распоряжению Тверской консистории благочинный старицкой городской Богородицерождественской церкви священник Василий Космин составил «Описание затруднений в сообщении Старицкого уезда Помещицы Полковницы Аничковой сельца Новое с селом Холохольнею», в котором читаем: «Чтобы проехать из показанного сельца Нового в село Холохольню надобно:

  1. Спускаться с высокой и довольно крутой горы, частию по каменистой дороге и косогору;
  2. При селе Холохольне переезжать реку Холохоленку, на которой моста нет, но которая в весеннее и иногда осеннее, временами между прочим и от прилива воды с Волги, разливается до означенной высоты. По такому обстоятельству и так при том здесь не всегда можно найти лодку в готовности, переправа чрез реку в показанное время бывает или замедлительная со своими затруднениями, или вовсе невозможная. Находится сельцо Новое от села Холохольни в расстоянии около полуторных верст».

Видимо, этих доказательств было достаточно, и Священный правительствующий Синод решил 28 ноября 1838 года возобновить домовую церковь в сельце Новом.

Домовая церковь во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих просуществовала до 1867 года. Именно в это время архиепископу Тверскому и Кашинскому поступил покорнейший рапорт от благочинного Старицкого уезда села Холохольни священника Алексея Иоанновича Волкова, в котором говорилось, что помещица Анна Петровна Аничкова «в марте месяце сего 1867 года померла в Санкт-Петербурге, где и погребена; в настоящее время за отсутствием наследников, проживающих в разных местах, имение Г. Аничковой состоит под опекою и по моему усмотрению упомянутая домовая церковь, не быв поддерживаема починками, приходит в ветхость… По сему нахожу нужным предложить Вашему Высокопреосвященству Милостивому Отцу и Архипастырю, не благоволено ли будет оную домовую Церковь упразднить, а имущество ея обратить в мою приходскую Церковь…»

В октябре 1867 года в журнале Тверской консистории появилась следующая запись: «… домовую церковь в сельце новом прихода села Холохольни упразднить с тем, чтобы а) Св. Антиминс представлен был в ризницу Кафедрального Собора и о представлении дописано было Консистории б) Св. престол предан был бы сожжению, и пепел пущен был в реку; в) прочие Священные вещи, равно как и иконы перенесены были в приходскую Холохоленскую церковь и поставлены в приличных местах; та комната, где существовала церковь не была обращаема в жилую, а для Богомолия, пол в Св. алтаре сделан был новый, а если по местным обстоятельствам окажется возможным разобрать здание существующей домовой церкви без вреда самого дома, то оное здание было бы разобрано, о чем для исполнения к благочинному села Холохольни Священнику Алексею Волкову послать указ».

На этом и закончилась небольшая история домовой церкви во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих, прослужившей в сельце Новом 65 лет. Вскоре и само имение было выставлено на торги. Пройдет еще некоторое время и само сельцо Новое навсегда исчезнет со старицкой земли.

Из источников изучения генеалогии православного приходского духовенства России центральное место занимают клировые ведомости, учреждённые в 1769 году и считавшиеся «актами, коими удостоверяется состояние лиц духовного ведомства».

Ведомости составлялись ежегодно при каждом городском и сельском храме и наряду с прочими сведениями содержали данные о всех членах причта (находившихся в штате и сверхштатных) и их семьях. Первоначально в клировые ведомости включалась информация об именах и возрасте священно-церковнослужителей, их образование («уволен из богословия», «в школах не был»), поведении («состояния честного»), дате производства на настоящее место. Данные о членах семьи ограничивались указанием на имя и возраст, а для сыновей также о получаемом образовании («обучается в семинарии в высшем грамматическом классе» и т. д.).

Постепенно состав сведений, входящих в клировые ведомости, «усложняется и расширяется (окончательно их форма была установлена в 1829 году и в дальнейшем подвергалась только незначительным изменениям)».

Таким образом, клировые ведомости являлись своего рода аналогом формулярных списков государственных служащих.

Как пример, приведём клировую ведомость по Преображенской церкви села Холохольни за 1835 год:

«Священник Арсений Михайлов Ловягин – 51 год, дьяконский сын. По окончании Богословского курса в Тверской Семинарии был уволен с Аттестатом, учения хорошего, поведения честного. 1805 года октября 22 дня Преосвященным Мефодием Архиепископом Тверским и Кашинским посвящён к церкви Обновления Храма Воскресения Христово Старицкого уезда в погост Боронкино во священника. В 1822 году сентября 21 дня преосвященным Ионою Архиепископом Тверским и Кашинским переведён на настоящее место. В 1830 году Преосвящённым Амвросием Архиепископом Тверским и Кашинским определён в Депутаты.

Жена Екатерина Иванова – 49 лет.

Дети: Ирина – 16 лет, Александра – 14 лет, Пётр – 11 лет, учится в Старицком приходском училище во 2-ом классе, Алексей – 7 лет, учится у отца, Екатерина – 4 лет.

Дьякон Иван Иванов Петров – 26 лет, священнический сын. Из Тверского уездного училища низшего отделения; в 1832 году взят был в певческий хор. 1823 года Преосвященным Ионою Архиепископом Тверским и Кашинским посвящён в Стихарь; в 1825 году за спадением голоса из певчего хора был уволен; в 1826 году Преосвященным Ионою Архиепископом Тверским и Кашинским определён был города Твери к Воскресенской церкви во дьячка. В 1829 году поступил в певческий хор. В 1832 году августа 22 дня произведён Его Высокопреосвященством Синодальным Членом Григорием в означенную церковь во дьякона.

Жена Агафья Алексеева 20 лет.

Дети: Александра – 2 года, Любовь – 1 год.

Дьячек Фёдор Иванов в школах не был – 60 лет. Дьяческий сын. 1797 года марта 19 дня Преосвященным Иринеем Архиепископом Тверским и Кашинским определён в Стихарь, посвящён Старицкого уезда в село Семёнов Городок в пономари. 1801 года февраля 28 дня Преосвященным Павлом Епископом Тверским и Кашинским переименован в том же селе во дьячка. 1804 года ноября 2 дня Пресвященным Мефодием Архиепископом Тверским и Кашинским переведён на настоящее место.

Жена Ксения Васильева – 59 лет.

Дети: Дарья – 15 лет, Параскева – 13 лет.

Пономарь Лука Никитин Преображенский – 40 лет, пономарский сын. Из высшего отделения Старицкого уездного училища. 1815 года ноября 27 дня Преосвящённым Серафимом Архиепископом Тверским и Кашинским, ныне Митрополит Санкт-Петербурга, определён был Старицкого уезда в село Перхурово в пономари. 1821 года июня 19 дня Преосвященным Филаретом Архиепископом Тверским и Кашинским посвящён в Стихарь. В 1821 году переведён на настоящее место.

Жена Надежда Матвеева – 42 лет.

Сын Александр Преображенский учится в Старицком приходском училище во 2-ом классе – 12 лет».

С 1822 по 1846 года священником Преображенской церкви села Холохольни был Арсений Михайлович Ловягин. В 1846 году уволен за штат. Жена его Екатерина Ивановна (1789-уп.1833), дочь священника села Рясни Старицкого уезда Ивана Васильева (венчание в 1805).

В дальнейшем дочь Арсения Ловягина – Александра вышла замуж за Александра Ивановича Завьялова, который с 1846 года станет священником Преображенского храма села Холохольни51. Известно также, что заштатный священник Арсений Михайлович Ловягин в 1850 году проживал в селе Холохольне Старицкого уезда с дочерью Екатериной.

27 мая 1853 года архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил рукоположил во священники в село Холохольню, Старицкого уезда о. Алексия (Алексея Ивановича Волкова).

Алексей Волков, сын священника села Сухоин Осташковского уезда, родился в 1827 году. Отец его служил в беднейшем селе и имел семерых человек детей. Самые трудные времена для священнической семьи Волковых наступили тогда, когда одновременно в местном училище обучались четыре их сына. Позднее Алексей вспоминал об этом нелегком времени: «Учась в первом классе, от мая по сентябрь, ходил в училище босиком, в крашенном халате; а шапку зимой и летом носил отцовскую. Эта шапка была так велика и тяжела и так давила мне голову, что, кажется, препятствовала моему росту: от того я и мал ростом», — часто в шутку говаривал покойный. «Но эта шапка приносила мне и большую пользу. Бегу, бывало в сентябре по морозу, босиком в училище, а ноги страшно зябнут: сниму с головы шапку, а поставлю в нее ноги, погрею их и опять побегу. Пришед в классе, я надевал на ноги шапку и сидел, пока нужда не заставляла меня сойти с места».

Не слаще были эти «корни учения» и тогда, когда он получал образование в духовной семинарии. «Шли мы раз из Твери на родину, на каникулы; дорога была в двести верст, денег у всех был только пятак. Пришли на ночлег; хозяева приняли нас ласково и предложили нам прошлогоднюю, на половину гнилую, картофель. С жадностью набросились мы на пищу, «юже едяху свиния», и вмиг ея не стало. Хозяева, заметив наш аппетит, прибавили нам этой «пищи» и сказали: «Ешьте, Ешьте досыта: у нас этого добра и свиньи не едят!».

По окончании курса Алексей Волков в 1849 году поступил «на кондицию» к одной помещице и прожил у ней три года, получая три рубля в месяц. Только 27 мая 1853 года он был рукоположен во священники к Преображенской церкви села Холохольни. Обладая недюжинными способностями о. Алексий уже в первый год проявил себя ревностным служителем церкви. Строгое исполнение обязанностей выдвинули его из среды собратии и послужили возвышению. В 1853 году он был назначен катихизатором; в 1862 году награжден набедренником; 10 марта 1864 года назначен депутатом; 10 марта 1865 года определен духовником священнослужителей; 5 октября 1865 года назначен исправлять должность благочинного; 4 ноября 1866 года утвержден в ей должности; 19 апреля 1869 года Всемилостивейшее пожалован бархатною фиолетовою скуфьею; 21 марта 1877 года – камилавкою; 3 февраля 1879 года за исправное прохождение должности благочинного свыше 12 лет, Всемилостивейшее сопричислен к ордену св. Анны 3 степени.

Прослужив в селе Холохольне 26 лет Алексей Иоаннович переводится к Старицкой Богородицерождественской церкви, с оставлением в должности благочинного 2-го округа. Служа при этой церкви, он исполнял следующие должности: цензора проповедей, духовника градского духовенства, смотрителя свечной лавки, члена Правления духовного училища, и получил наперсный крест, благословение от Святейшего Синода и сан протоиерея. 30 сентября 1897 года, указом Тверской консистории, по желанию Архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия, перемещен был от Богородицерождественской церкви на место настоятеля Старицкого Борисоглебского собора.

В последний год своей жизни о. Алексий перенес много горя: у него умер старший сын, окончивший курс семинарии, умерла дочь, бывшая замужем за священником, случилось большое несчастье с многосемейным затем – священником.

И его сердце не выдержало. 8 января 1899 года в 11 часов утра, 12 редких, заунывных ударов большого колокола Старицкого Борисоглебского собора возвестили жителям города о кончине настоятеля, протоиерея и благочинного 1 округа А. И. Волкова. Близкие почившего о. протоиерея передают следующие подробности о кончине его. «Вечером на 8 января покойный писал бумаги по отчетности о состоянии церквей своего благочиния. Ночь спал крепко и спокойно; утром 8 января, в бодром состоянии духа и тела, пошел служить литургию, которую отправил один, без дьякона. После литургии весело разговаривал с псаломщиками и, между прочим, заметил, что намерен ехать в село Городок для обзора церкви. Приехав домой, покойный бодро вошел в свою комнату и сел около своего письменного стола. Вдруг послышался легкий храп, который был принят за быстрый сон утомленного человека; но лицо уснувшего моментально и смертельно побледнело. Приглашенный врач констатировал смерть его от разрыва сердца».

Вот как прошло прощание с о. Алексием: «12 января к началу литургии собор был переполнен молящими… Литургию совершал игумен Старицкого Успенского монастыря в служении двух протоиереев, иеромонаха и двух священников, при участии прекрасного хора певчих, руководимых священником Старицкой Семионовской церкви о. П. Завьяловым. … К отпеванию прибыло 27 священников и 5 диаконов… Во время отпевания произнесены были надгробные речи: протоиереем Старицкой кладбищенской церкви Н. Троицким, священником села Михайловского Старицкого уезда Н. Казанским, зятем почившего, священником села Березникова Тверского уезда М. Раевским и сыном – учителем Старицкого духовного училища А. Волковым…. Около паперти гроб почившего встретила группа мужичков, оказалось, что они пришли из деревень Холохоленского прихода… Гроб поравнялся с ними, они стали протягивать свои мозолистые, честные руки, предлагая священнику медные пятаки за панихиду».

Похоронен был протоиерей о. Алексий на городском Васильевском кладбище рядом с церковью. Могила не сохранилась.

Возвращаясь к истории холохоленской Преображенской церкви, надо сказать, что после перевода о. Алексия к Старицкой Богородицерождественской городской церкви уже 24 декабря 1879 года на праздное настоятельское место к церкви села Холохольни перемещён священник села Ивановское-Ярильцева Старицкого уезда Квинтилиан Вершинский. О нём сохранились такие известия: родился в 1832/34 году, окончил в 1855 году Тверскую духовную семинарию, с 1860 по 1866 годы работал учителем духовного училища, который располагался в Старицком Свято-Успенском монастыре, в 1866 году назначен священником Старицкого уезда в село Ивановское-Ярильцево, с 1879 по 1887 годы был священником церкви во имя Преображения Господня в селе Холохольне. В 1881 году награждён скуфьею. Был женат на Марии Михайловне. Имел детей: Владимира (род. 1863/65), Всеволода (род. 1864), Илью (род. 1867), Антонину (род. 1871), Квинтилиана (род. 1877), Вячеслава (род. 1879) и Лидию (род. 1882). Умер 17 мая 1887 года.

14 июня 1887 года священником Преображенской церкви села Холохольни стал сын Квинтилиана Вершинского – Владимир. В 1884 году окончил Тверскую духовную семинарию. С 1885 по 1887 годы диакон села Пречистого-Бора Тверского уезда.

В 1893 году в селе Холохольне трудами священника о. Владимира Вершинского была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Известно, что в 1900 году «в школе обучалось 54 человека. Законоучителем работал священник Владимир Вершинский, бесплатно. Учителем Анатолий Квинтилианович Вершинский, вознаграждение 120 рублей».

В 1901 году И. Добровольским выпустил «Тверской Епархиальный статистический сборник», в котором были даны краткие сведения о храмах, послужные списки служителей церквей, численность дворов и прихожан. Статические сведения по церкви села Холохольни начала XX века выглядели так: «Преображенская церковь построена в 1784 году, каменная, престолов 3: главный холодный – Преображения Господня, приделы: тёплый правый – Иоанна Богослова, левый – Нила Столобенского и Сергия Радонежского. Церковный капитал: билетами нет, наличными 29 руб. 93 коп. Церковных зданий: церковно-приходская школа, деревянные сторожка и амбар. Церковной земли: 48 десятин 957 сажени, из них: под церковью и кладбищем 1170 сажени, под дорогами 1600 сажени, под половинами дорог, окружающими реки Волгу и Холохоленку 9 десятин 172 сажени, под речными прибережьями 4 десятины 1285 сажени, сенной и лесной нет. Кроме того, пожертвовано церкви в пустошах «Новиковой» 2 десятины и «Хлудовой» около 1 десятины. План на землю есть. Причт. По штату положено священник, диакон и псаломщик – на лицо: священник Владимир Квинтилиан Вершинский – 36 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1885 года, священник с 1887 года, состоит законоучителем в церковно-приходской школе. Диакон Николай Ильич Носов – 36 лет, окончил духовное училище, в службе с 1884 года, диакон с 1886 года. Псаломщик Арсений Соколов – 21 год, окончил духовное училище, в должности с 1898 года. Прихожане: в селе Холохольне крестьянских 38 дворов (96 мужчин и 117 женщин), в деревне Дубровках 13 дворов (37 мужчин и 54 женщин), в деревне Железове 33 двора (113 мужчин и 136 женщин), в деревне Пентурове 41 двор (130 мужчин и128 женщин), в деревне Дарах 57 дворов (201 мужчин и 257 женщин), в деревне Коптеве 31 двор (91 мужчин и 110 женщин), в деревне Колосове 37 дворов (105 мужчин и 148 женщин), в деревне Рыблове 3 двора (9 мужчин и 10 женщин), в деревне Ведерникове 17 дворов (52 мужчин и 62 женщин), в деревне Лединках 12 дворов (37 мужчин и 37 женщин). Итого: 282 двора (870 мужчин и 1062 женщин).

В приходе сей церкви в деревне Дарах находится молитвенный дом, построенный в 1886 году, каменный».

В 1901 году о. Владимир Вершинский переведён священником в село Красного-Холма Зубцовского уезда, через год он уже священник села Заборовья Вышневолоцкого уезда. В 1903 году уволен за штат. Жена: (венчание около 1885) Александра Петровна (1866/67-уп.1910). По всей видимости, Владимир Квинтилианович Вершинский последние дни проживал в селе Холохольне. В 1909 году братьям Вершинским – Квинтилиану, Владимиру и Всеволоду от архиепископа Тверского и Кашинского Алексия было «преподано Божие благословение с выражение благодарности … за пожертвование в пользу причта села Холохольни Старицкого уезда билета Государственной комиссии погашения долгов на 4 ½ % вечный вклад в сто (100) руб. на поминовение родителей». Последний раз Владимир Квинтилианович Вершинский упоминается в архивных документах за 1910 год.

С 1901 года священником Преображенского храма села Холохольни стал о. Алексий Богословский. 24 марта 1909 года он упоминается в списке награждённых скуфьею епархиальным начальством ко дню св. Пасхи, а в 1918 году – наперсным крестом.

Как уже говорилось выше, в 1915 году старицкий краевед Иван Крылов писал о холохоленской церкви: «В существующем храме заслуживают внимания по древности как чтимые иконы, следующие в главном приделе: Скорбящей Божией Матери; в правом приделе: 1) Христос в темнице; 2) Прощальная беседа Иоанна Богослова со своими учениками; 3) Напрестольный крест и икона Божией Матери; в левом приделе: 1) Успение Иоанна Богослова; 2) Явление Божией Матери Сергию Радонежскому. На правой стене холодного храма помещается киот, в виде креста с 12-ю иконами: Нерукотворного Спаса, Божией Матери Иверской, Николая Чудотворца, великомученика Никиты и др. Все иконы перенесены из Аничковой домовой церкви, бояр Тутолминых. Такой крест – киот есть на противоположной стороне. В иконостасе выделяются иконы: Божией Матери Возносящейся на небо, Преображение Господне, Илии Пророка, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Из церковных предметов замечательны: Евангелие, печатанное при царе Фёдоре Алексеевиче в 1668 году, 2 напрестольных креста старинных, 2 плащаницы, из коих одна старинная, при церкви сохранились минеи 1754 года и копии метрических книг с 1790 года, план на землю 1776 года. Вся живопись в храме написана старицким живописцем Петром Жуковым.

На одном из колоколов видна надпись: «Вылитъ стараниемъ священника Михаила Иванова да прихожанъ Ивана Михайлова и Кондрата Михайлова 1777 года».

В 1923 году местной властью была проведена опись движимого и недвижимого имущества Преображенской церкви села Холохольни. В конце 20-х годов прошлого столетия сняты с колокольни колокола.

В 1935 году Преображенскую церковь села Холохольни закрыли. По всей видимости, местные власти воспользовались моментом, когда ушел из жизни о. Алексий Богоявленский, так как среди списков репрессированных священнослужителей его нет.

По Всесоюзной переписи 1939 года в селе проживало 194 человека, в селении было 43 жи­лых постройки. В Холохоленской сельской начальной школе обучались 64 ученика. В школе работали 2 учителя.

12 октября 1941 года немецко-фашистские войска вошли в город Старицу. В этот же день было оккупировано и село Холохольня. В ходе контрнаступления советских войск село Холохольня 31 декабря было освобождено. Вот как об этих событиях написано в книге «Старица огненных лет»: «Бойцы 252-й стрелковой дивизии (командир дивизии генерал Забалуев Александр Алексеевич) на девятый день наступления приблизились к Холохольне. Дивизия готовилась к штурму. Артиллеристы выявляли огневые позиции врага.

Немцы ввели в бой авиацию. Над боевыми порядками дивизии появились «юнкерсы», посыпались бомбы. 30 декабря орудия полковой и дивизионной артиллерии, перейдя на прямую наводку, отрыли огонь по противнику. Взлетали вражеские блиндажи, машины. Так продолжалось несколько часов. Гитлеровцы не выдержали массированного и точного огня и начали отходить. Стремительной атакой полки дивизии заняли Холохольню. 924-й полк выбил немцев из деревни Дубровок. Наступило утро 31 декабря. С утра десятки фашистских самолетов совершили налет на Холохольню, сбрасывая смертоносный груз. Но это не остановило воинов дивизии, — впереди была Старица».

По воспоминаниям местных старожилов немцы действительно на подступах к селу Холохольни оказали упорное сопротивление. Крутые и высокие левой стороны берега реки Волги позволяли противнику использовать оборону в стратегических целях. К тому же, на колокольню Преображенской церкви они установили пулемет. Атаки советских войск захлебывались от непрерывного огня. Казалось, что наступление вот-вот остановится. Именно в это время на помощь пришли местные жители, которые сумели провести наши части по ложбине в обход деревни. Победа далась нам дорогой ценой. За освобождение села Холохольня погибло более трехсот советских солдат.

После Великой Отечественной войны колхоз «Холохоленка» использовал Преображенский храм под склад хранения сена и удобрений.

Решением управления колхоза в 50-х годах каменную церковную стену разобрали на строительство коровника и конюшни. С самой церкви, без всяких согласований, с окон были сняты решетки, постепенно шла разборка кирпичной стены под строительство частных домов колхозников, под их фундамент они использовали не только белокаменные ступеньки храма, но и даже могильные плиты. На такие действия безбожников местная власть закрывала глаза, а районная власть все настойчивее призывала вести «борьбу с пережитками прошлого», ведь еще в это время очень большой процент населения продолжало праздновать религиозные праздники. Верующие характеризовались как «наиболее отсталая часть населения». Интересно, что среди них оказалась даже председатель колхоза Александра Павлова, которая в 1959 году в деревне Холохольне во время празднования «Пасхи» несла икону, за что и была исключена с руководящей должности.

Так разрушалась многовековая духовная связь истории. С ликвидацией действующей церкви и школы (школа «ввиду малой наполняемости» была закрыта 13 января 1955 года) постепенно умирало и само село. Если в 1950 году в селе Холохольне проживало 87 человек, то в 1970 -33, а в 2008 – 6.

Сегодня, подъезжая к деревне Холохольне со стороны реки Волги, сразу же замечаешь величественный и гордый Преображенский храм. Он стоит на высоком холму древнего поселения, где при­рода редкой красоты. Надо отдать должное нашим предкам: они умели вы­бирать места для церкви не просто видное и красивое, но рас­полагающее к возвышению ума и души. Но когда оказываешься внутри сельского храма вся «лирика» отходит на задний план. Обижен­ный и поруганный, он похож сегодня на израненного воина, перенесшего жесточайшее атеистическое время. Вокруг церкви вросшие в землю старые могильные камни. Именно здесь еще сохранились могилки тех, кто когда-то нес последнюю копейку на строительство нового каменного храма, в котором, с появлением на свет Божий, крестили, затем венчали, а когда закончилась жизнь земная — отпевали.

Таким образом, вся жизнь была связана с церковью, так как это был эпицентр духовности, из которого, как волны колокольного звона, шли культура и нравственность. А сегодня уже более семи десятков лет сельский храм, поросший бурьяном, стоит один, понимая, что всё равно вернется на эту землю многовековая русская традиция, когда церковь восстанавливали всем миром.

Наступило время говорить и время строить – во имя нашего общего будущего. «Новые люди, если дождется их Россия, будут, конечно, искать и новых практических путей для своего служения и помимо существующих программ, и я верю – они откроются их самоотверженному исканию». Так писал ещё в 1911 году известный русский философ С. Булгаков в своей книге Два града». Удивительно современные строки, так и кажется, что написаны они для всех нас, для нашего сегодня и ради нашего завтра. Но способны ли будем все мы прислушаться к ним?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описи движимых и недвижимых имуществ церквей

Старицкого уезда. 17.02-01.06.1923.

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА, ДЕНЕЖНЫХ СУММ, КРЕДИТНЫХ ЗНАКОВ И КАПИТАЛОВ В %% БУМАГ ПО ЦЕРКВИ СЕЛА ХОЛОХОЛЬНИ СТАРИЦКОГО УЕЗДА.

  1. Храм каменный в 15 сажен длины и 11 сажен ширины, крыша на всем храме железная на деревянных стропилах, окрашена медянкою.
  2. На храме одна глава и три маленьких главки.
  3. Во всем храме 22 окна: в 8-ми угловом куполе 7, в низу 15; нижние ограждены железными решетками.
  4. При храме 3-х ярусная 4-х угольная колокольня.
  5. Крестов (5) как на главе и колокольне, так и на главках железные – вызолоченные.
  6. Крыльцо с западной стороны каменное с железным навесом (зонтом).
  7. Паперть под колокольнею размером в арш. 4 в. х 4 арш. 10 верш.
  8. Двери выходные в паперти деревянные, обитые листовым железом.
  9. Двери из паперти в храме деревянные; одни обитые войлоком; другие двухстворчатые столярной работы со стеклами.
  10. Двери северной стороны под железным навесом двухстворчатые, одни из железа, другие деревянные столярной работы со стеклами.
  11. Внутри храма один простенок с двойными двухстворчатыми столярной работы, дверь со стеклами.
  12. Пол во всем храме деревянный, крашенный.
  13. Алтарь (главный) храма размером 7 арш. 4 верш. х 10 арш.

В нем:

  1. Престол деревянный, одет одеждами.
  2. За престолом медный высеребряный семисвечник.
  3. жертвенник деревянный, одет одеждами.
  4. Запрестольный крест деревянный в медной высеребряной ризе, вставлен в простую тумбу.
  5. Пред оным медный высеребряный подсвечник с медною свечою и шандалами.
  6. Запрестольная икона Божия Матери Смоленская, в медной высеребряной ризе в киоте за стеклом вставлена в простую тумбу.
  7. Пред оною медный высеребряный подсвечник с медною свечою и шандалами.
  8. Икона Снятие Господа Иисуса Христа со креста на полотне в богемной вызолоченной раме разм. 4 арш. х 3 арш.
  9. Плащаница на холсте в золоченой раме размером 2 ¼ х 1 ¼.
  10. Образ мления Господа о чаше на полотне, размером 1 арш. 6 вер. х 14 верш., в крашенной раме.
  11. Икона над жертвенником Преображения Господня в медной высеребряной ризе, размером 1 арш. х ¾ арш., в деревянной раме.
  12. Плащаница (выносная) на малиновом бархате, однотельная, на деревянной подставке под стеклянным футляром.
  13. Шкаф с выдвижными сизяками и дверцами со стеклами для уборки облачений 3 арш. х 2 ½ арш.

Иконостас

  1. Иконостас деревянный, посеребряный алюминием с вызолоченою резьбою.

В иконостасе:

  1. Царские врата резные, вызолоченные, размером 4 арш. х 1 арш. 4 верш.; в них 5 икон: Благовещения Божией Матери, и 4-х Евангелистов, все в медных высеребряных ризах и вызолоченных венчиках.
  2. Южная дверь размером 3 арш.2 верш. х 1 арш., с изображением Архангела Гавриила.
  3. Северная дверь таких же размеров с изображением Архангела Михаила.

В первом ряду:

  1. Образ Преображения Господня 3 арш. х 1 арш., в медном высеребряном с вызолоченными венцами ризе.
  2. Образ Свв. Прр. и Ев. Иоанна Богослова и Преподобного Сергия Радонежского в медной высеребряной с вызолоченными венцами ризе 3 арш. х 1 арш.
  3. Образ взятия Божией Матери на небо 3 арш. х 1 арш., в медной посеребряной венцами ризе.
  4. Образ Свв. Николая Чудотворца и Прр. Илии 3 арш. х 1 арш., медно-высеребряной с вызолоченными венцами ризе.
  5. Пред каждою (4) иконою медно-высеребряная лампада с шандалами на трех цепях.
  6. Икона Тайной Вечери над царскими вратами круглая 1 арш. 15 верш., в медно-высеребряной оправе.
  7. Икона Рождества Христова над южными вратами 15 верш. х 14 верш.
  8. Икона Рождества богородицы над северными вратами 15 верш. х 14 верш.

Во 2 –м ряду:

  1. Образ Успения Божией Матери 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  2. Образ Входа Господа в Иерусалим 1 арш. 10 вер. х 1 арш. 1 верш.
  3. Образ Покрова Богородицы 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  4. Образ Благовещения Божией Матери 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  5. Образ Коронования Божией Матери 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  6. Образ Введения во храм Божией Матери 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.

В 3-м ряду:

  1. Образ Сошествия Святого Духа на Апостолов, овальный 1 арш. 10 верш. х 3 арш.
  2. Образ Сретения Господня 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  3. Образ Крещении Господня 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  4. Образ Живоначальные Троицы 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  5. Образ Воздвижении Креста Господня 1 арш. 10 верш. х 1 арш. 2 верш.
  6. Образ Божией Матери Владимирския, круглая в отдельной раме 8 верш.
  7. Образ Божия Матери Смоленския круглая в отдельной раме 8 верш.

В 4-м ряду:

  1. Образ Воскресения Христово 3 арш. х 2 арш.
  2. Образ Вознесения Христова 2 арш. х 1 ½ арш.
  3. Образ Преображения Господня 2 арш. х 1 ½ арш.
  4. Крест над иконостасом с изображением распятого Спасителя в позлащенном сиянии.
  5. Пред иконостасом Амвон длинны 13 арш., ширины 12 ½ арш., а в нем солея 1 ¼ арш. х 1 ¼ арш., и 2 клироса 2 арш 6 верш., длины и ширины 2 арш х 12 верш.
  6. Железная высеребряная алюминием решетка в длину Амвона с тремя дверцами.
  7. Хоругвь медная на трех древках.
  8. Икона Божией матери Скорбящей в стоячем посеребрянном аллюминивом киоте в медно-высеребряной ризе 1 ½ арш. х 1 арш., за правым клиросом.
  9. Икона Воскресения Христова в висячем за стеклом киоте 1 арш. х ¾ арш.
  10. Пред оною медная высеребряная лампада с шандалами на трех цепях.
  11. Киота висячая в простынке в виде креста из 5 рам со стеклами 7 верш. х 7 верш., с иконами резных изображений.
  12. Икона Серафима Саровского в стоячем высеребряном аллюминивом киоте, в нише окна.
  13. Икона Свв. Великом. Пантелеймона, Преп. Ефрема и Аркадия Новоторжского, Сергия Радонежского и Нила Столобенского в стоячем выбеленном белилами за стеклом 1 арш. х ¾ арш., киоте на левом клиросе.
  14. Пред оною медный высеребряный подсвечник с фарфоровою свечою и шандалами.
  15. Икона Божией Матери Владимирской 1 арш. х ¾ арш., в висячем за стеклом киоте.
  16. Киота висячая простынке в виде креста из 5 рам за стеклом 7 верш. х 7 верш., с иконами в медно-высеребряных ризах разных изображений.
  17. Икона Прр. Илии в медно-высеребряной ризе 1 ½ арш. х 1 арш.
  18. Паникадило висячее на цепи с 40 литыми в виде цветка кронштейнами; медно-высеребряное трехъярусное, в верхнем ярусе с 8 кронштейнами, во 2 и 3 по 16 с кронштейнами.
  19. Стены украшены фресками и священными изображениями красками на по извести.
  20. Изображение Св. Троицы в кумпале, крашеное красками на масле.

В приделе на правой стороне:

  1. Алтарь размером 5 ½ арш. х 6 арш.

В нем:

  1. Престол деревянный, одет одеждами.
  2. За престолом медно-высеребряный трехсвечник.
  3. Жертвенник деревянный одет одеждами.
  4. Икона световая на полотне Воскресения Христова размером 3 ½ арш. х 2 арш. 6 верш., на горнем месте.
  5. Икона кончина Ап. и Ев. Иоанна 1 ½ арш. х 1 ½ арш.
  6. Икона Страждущего Спасителя на полотне в простой раме 1 арш. 6 верш. х 14 верш., на жертвеннике.
  7. Икона Страждущего Божией Матери на полотне в простой раме 1 арш. 6 верш. х 14 верш., на жертвеннике.
  8. Запрестольный крест в медно-высеребряной ризе, вставленный в простую тумбу.
  9. Пред ним медно-высеребряный малых размеров подсвечник с шандалами.
  10. Запрестольная икона Божией Матери Троеручницы в медно-высеребряной ризе, вставлена в простую тумбу.
  11. Пред нею медно-высеребряная малых размеров подсвечник с шандалами.
  12. Комод деревянный 1 арш. 2 верш. х 1 арш. 2 верш., для уборки облачений.

Иконостас:

  1. Иконостас сосновый, выкрашенный белилами на масле, украшен вызолоченными колоннами и резьбою.

В нем:

  1. Царские двери резные, вызолоченные, размером 3 арш. х 1 ¼ арш. В них 5 икон: Благовещение Божией Матери 8 вер. х 7 верш. и 4-х Евангелистов, круглая, размером 6 верш.; все иконы в медно-вывсеребряной с позлащенных венцами ризах.
  2. Северная дверь с изображением Архангела Гавриила 2 ¾ арш. х 1 арш.
  3. Образ Тайной Вечери над царскими вратами, круглый 8 верш., в медно-высеребряной ризе.

В 1-м ряду:

  1. Образ Спасителя 1 ¾ арш. х ¾ арш., в медно-высеребряном, с позлащенными венцами, ризе.
  2. Пред оным медно-высеребряной подсвечник с фарфоровой свечей и шандалами.
  3. Образ Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова 1 ¾ арш. х ¾ арш., в медно-высеребряной, с позлащенными венцами, ризе.
  4. Пред оною медно-высеребряная лампада с медною свечою и шандалами.
  5. Образ Божией Матери 1 ¾ арш. х ¾ арш., в медно-серебряной в позлащенной венцами ризе.
  6. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с фарфоровою свечою и шандалами.
  7. Образ трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златауста 1 ¾ арш. х ¾ арш.
  8. Пред оным медно-высеребряная лампада с медной свечой и шандалами.
  9. Образ воскресения Христова в медно-высеребряной с позлащенной венцом ризе 1 ¾ х ¾ арш.
  10. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечою и шандалами.
  11. Образ Великомученик Никиты 1 ¾ арш. х ¾ арш.
  12. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечой и шандалами.
  13. Образ Божией Матери Скорбящей 1 ¾ арш. х ¾ арш., в медно-высеребряной позлащенном венцем ризе.
  14. Пред оным медно-высеребяный подсвечник с медной свечою и шандалами.
  15. Образ Св. Николая Чудотворца, Арсения Тверского и Священномученика Власия, размером 1 ¾ арш. х ¾ арш., в медно-высеребряной в позлащенных венцами ризе.
  16. Пред оным медно-высеребряная лампада с медной свечой и шандалами на трех цепях.

Во 2-м ряду:

  1. Образ кончины Ап. и Ев. Иоанна Богослова 11 верш. х 6 верш.
  2. Образ Преображения Господня 11 верш. х 6 верш.
  3. Образ Успения Божий Матери 11 верш. х 6 верш.
  4. Образ Сретения Господня 11 верш. х 6 верш.
  5. Образ Крещения Господня 11 верш. х 6 верш.
  6. Образ Благовещения Божией Матери 11 верш. х 6 верш.
  7. Образ Рождества Христова 11 верш. х 6 верш.
  8. Образ Явления Божией Матери Преподобному Сергию 11 верш. х 6 верш.
  9. Образ Покрова Божией Матери 11 верш. х 6 верш.

В 3-м ряду:

  1. Образ Святой Троицы размером 1 арш. х 14 верш.
  2. Образ Ап. Павла 1 ¼ арш. х 10 верш.
  3. Образ Ап. Андрея, круглый 6 верш.
  4. Образ Ап. Петра 1 ¼ арш. х 10 верш.
  5. Образ Ап. Иакова, круглый 6 верш.
  6. Пред иконостасом амвон 12 ½ арш. Длины и ширины 1 ¼ арш., а в нем солея 1 ¼ х 1 ¼ арш. И клирос 4 ½ арш. х 4 ½ арш.
  7. Железная решетка, выкрашенная темно-синей на масле краскою 11 арш. длины.
  8. Хоругви медные на трех древах.

Придел с левой стороны:

  1. Алтарь размером 5 ½ арш. длины и 6 арш. ширины.

В нем:

  1. Престол деревянный одет одеждами.
  2. За оным медно-высеребряный трехсвечник.
  3. Жертвенник деревянный одет одеждами.
  4. Икона Спасителя 1 арш. 14 верш. ш 1 арш. 13 верш., в простой раме.
  5. Запрестольный крест выкрашен под красное дерево, вставлен в простую тумбу.
  6. Пред оным малых размеров подсвечник медно-высеребряный с шандалами.
  7. Запрестольный Образ Божией Матери Знамения, выкрашенный под красное дерево, вставлен в простую тумбу.
  8. Пред оным малых размеров подсвечник медно-высеребряный с шандалами.

131.икона кончина Нила Столобенского Чудотворца 1 ½ арш. х 1 ½ арш.

  1. Образ Похвала Божией Матери 2 арш. х арш. 6 верш.
  2. Икона Спасителя на жертвеннике 1 ½ арш. х ¾ арш.
  3. Икона Божией Матери на жертвеннике 1 ½ арш. х ¾ арш.
  4. Шкаф деревянный со стеклянными дверцами для библиотеки.

Иконостас:

  1. Иконостас сосновый, выкрашенный белилами на масле, с вызолоченными колонными, с резьбой.

В нем:

  1. Царские двери резные вызолоченные размером 3 арш. х 1 ¼ арш. в них 5 икон Благовещения Божией Матери 8 верш. х 7 верш. и 4 Евангелистов, круглая 8 ½ верш.
  2. Северные двери с изображением Архангела Михаила 2 ¾ арш.
  3. Образ Тайной Вечери над царскими дверями, круглый, 8 верш.

В 1-м ряду:

  1. Образ Божией Матери Скоропослушницы 1 ¾ арш. х ¾ арш.

141.Пред оным медно-высеребряный подсвечник с фарфоровою свечою и шандалами.

  1. Образ Спасителя 1 ¾ арш. х ¾ арш.
  2. Перед оным медно высеребряный подсвечник с фарфоровою свечой и шандалам.
  3. Образ Пр. Нила Столобенского Чудотворца тех же размеров.
  4. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечой и шандалами.
  5. Образ Преп. Сергия Радонежского Чудотворца тех же размеров.
  6. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечой и шандалами.
  7. Образ Рождества Христова тех же размеров.
  8. Пред оным медно-высеребряный подсвечник медной свечой и шандалами.
  9. Образ Пр. Илии тех размеров.
  10. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечой и шандалами.
  11. Образ Св. Иоанна Предтечи, Ефрема Новоторжского и Василия Исповедника в медно-высеребряной с позлащенными венцами ризе 1 ¾ арш. х ¾ арш.
  12. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с медной свечой и шандалами.
  13. Образ Свв. Бл. Князей Владимира, Александра Невского и Михаила Тверского с медной высеребряной с позлащенными венцами ризы 1 ¾ арш. х ¾ арш.
  14. Пред оным медно-высеребряная лампада с медной свечой и шандалами тех же размеров.

Во 2-м ряду:

  1. Образ Явления Ангела Мироносицам 11 верш. х 6 верш.
  2. Образ Рождества Богородицы 11 верш. х 6 верш.
  3. Образ Введения во храм Девы Марии 11 верш. х 6 верш.
  4. Образ Явления Бога Аврааму 11 верш. х 6 верш.
  5. Образ Вознесения Господня 11 верш. х 6 верш.
  6. Образ Входа Господа во Иерусалим 11 верш. х 6 верш.
  7. Образ Взятия Прр. Илии на небо 11 верш. х 6 верш.
  8. Образ Обретения Главы Иоанна Предтечи 11 верш. х 6 верш.
  9. Образ Воздвижения Креста Господня 11 верш. х 6 верш.

В 3-м ряду:

  1. Образ Деисуса 1 арш. х 14 верш.
  2. Образ Ап. Иакова 1 ¼ арш. х 10 верш.
  3. Образ Ап. Фомы, круглый, 6 верш.
  4. Образ Ап. Иуды 1 ¼ х 10 верш.
  5. Образ Ап. Филиппа, круглый, 6 верш.
  6. Пред иконостасом Амвон 12 ¼ длины и ширины 1 ¼ арш., а в нем солея 1 ¼ арш. х 1 ¼ арш. клирос 4 ½ арш. х 4 ½ арш.
  7. Железная решетка выкрашена темно-синей по маслу краской 11 арш. длины.
  8. Хоругви медные на трех древках.

Над аркою:

  1. икона Господа Саваофа в медно-высеребряной с позлащенным венцем ризе.
  2. Образ Ап. Варфломея 1 ¼ арш. х 10 верш.
  3. Образ Ап. Симона, круглый, 6 верш.
  4. Образ Ап. Матфея 1 ¼ арш. х 10 верш.
  5. Образ Ап. Матфея, круглый, 6 верш.
  6. Икона Феодосия Черниговского в стоячей выкрашенной белилами с вызолоченными колоннами и резьбою, со стеклом киот 1 ½ арш. х 14 верш., огорожена железною решеткою.
  7. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с фарфоровою свечой и шандалами.
  8. Образ Св. Пантелеимона 11 верш. х 9 верш., в резной вызолоченной раме, висячий.
  9. Образ Прр. Серафима Саровского 1 арш. х 12 верш., в стоячем, выкрашенном белилами с вызолоченными колоннами и резьбой со стеклом киот, огражден железными решетками.
  10. Пред оным медно-высеребряный подсвечник с фарфоровою свечой и шандалами.
  11. Образ Покрова Божией Матери 12 верш. х 10 верш. в висячем киоте, орехового дерева с вызолоченною резьбою.
  12. Образ Св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова в висячем выкрашенный белилами с вызолоченными колоннами и резьбою со стеком киот, 1 арш. х ¾ арш.
  13. Пред оным медно-высеребяный подсвечник с медною свечою и шандалами.
  14. Св. Крест с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом (Голгофа).
  15. Пред оным медно-высеребряная лампада с медною свечою и шандалами на трех цепях.
  16. Паникадило медно-высеребряное одноярусное с 12 кронштейнами по середине храма.
  17. Паникадило с правой стороны двухъярусное с 18 кронштейнами вверху 6 и внизу 12, медно-высеребряное.
  18. Паникадило с левой стороны двухъярусно с 18 кронштейнами вверху 6 и внизу 12, медно-высеребряное.
  19. Столик с точеною ножкою для святив.
  20. Аналой с иконою двунадесятых праздников 1 арш. х ¾ арш.
  21. Паникадило медно-высеребряное с голгофою и шандалами на столике
  22. Аналой выносной.
  23. Подсвечник медно-высеребряный выносной.
  24. 2 Креста с подушкою обтянутого клеенкою.
  25. Ящик-казенка деревянный для хранения свечей, ладан, денег и т. п.
  26. Столик деревянный около престола для служб.
  27. Аналой деревянный складной с кожаным верхом на клиросе для чтения.
  28. Комод для хранений облачений в висячем виде и других церковных предметов.

Колокола:

  1. Большой колокол в 104 пуда 6 фунтов.
  2. Второй колокол в 24 пуда 23 фунта.
  3. Третий колокол в 11 пудов 16 фунтов.
  4. Четвертый колокол в 5 пудов 17 фунтов.
  5. Пятый колокол в 2 пуда 2 фунта.
  6. Шестой колокол в 1 пуд 20 фунтов.
  7. Седьмой колокол в 1 пуд.
  8. Восьмой колокол в 0 фунтов.

Церковных сумм:

  1. В наличности 759 рублей.
  2. Рент 4 % на 800 рублей, хранятся в Старицком Казначействе с 1910 года под расписки № 733 и № 181.
  3. Билет 4 % вечного вклада № 53251 в 50 рублей.
  4. Билет 4 % вечного вклада № 53252 в 50 рублей.
  5. Билет 4 % вечного вклада № 42369 в 50 рублей.
  6. Билет 4 ½ % вечного вклада № 09998 в 100 рублей.
  7. Облигация 5 ½ % военного займа 1915 года № 257721 в 100 рублей.

Все билеты хранятся при церкви.

Священник села Холохольни Алек. Богословский.

ОПИСЬ ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВАКАК ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО, ТАК И НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОЛЬЗОВАНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ ПО ЦЕРКВИ СЕЛА ХОЛОХОЛЬНИ СТАРИЦКОГО УЕЗДА.

  1. Ограда из белого камня виде неправильного пятиугольного; на каждом из углов устроен по малой со шпицами башни, покрытых железом, выкрашенных медянкою; с западной стороны устроена арка с железными воротами, при ней устроена калитка с железною дверью.
  2. С северной стороны устроена калитка с железною дверью.
  3. Сторожка деревянная 10 арш. длины и 8 арш. ширины; с 5-ю окнами; обитая тесом; при ней тесовые сени 5 арш. длины, шириною 2 арш. и двор 10 арш. длины и 6 ¾ арш. ширины, все крыты дранкою.
  4. Сарай для уборки дров арш. длины и 7 арш. ширины.
  5. Амбар 7 ¼ арш. длин и 7 арш. ширины, под одной с сараем крышей из дранки.

Священник села Холохольни Алекс. Богословский.

Описание окружающей местности

«Старицкая Швейцария», памятник природы в Старицком р-не. Расположен по долине р. Холохольня (лев. приток р. Волги) в ее нижнем течении, имеющем своеобразный «горный облик»: одно крупное и несколько мелких обнажений коренных известняков, высокие и крутые коренные берега. На лев. берегу р. Холохольня источник минеральных вод «Красный ключ»- минеральный источник с большим содержанием железа. Источник сбегает по скалам, окрашивая их в красный цвет, в реку Холохольня. Река очень быстрая, изобилует перекатами, много стариц. Долина поросла смешанным лесом. Своеобразный «горный» ландшафт уникален для Тверской области. Особого внимания и охраны заслуживают обнажения коренных пород, минеральный источник и река.
При впадении реки Холохольня в Волгу находится церковь Спаса Преображения в с. Холохольня, памятник архитектуры XVIII в. Построена в 1784 г., белокаменная, выстроена в традиционных формах барокко. Храм по типу восьмерик на четверике, перекрытый сводом, апсида граненная, украшенная пилястрами, спаренными на углах четверика и раскрепованными на восьмерике. Фасады завершены небольшими двускатными фронтончиками. Сохранились остатки башен, ограды и святых ворот.
Документы свидетельствуют, что в ХVI столетии в Холохольне действовал мужской монастырь во имя Иоанна Богослова, был благословлен Тверским архиепископом иконою с частицей мощей Благоверной княгини Анны Кашинской. В марте 1663 г. этот монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре. В м-ре тогда находились одна церковь во имя Иоанна Богослова с приделом и некоторые постройки. В конце ХVII в. м-рь был упразднен. Белокаменный храм с. Холохольня был выстроен в 1784 г. на средства прихожан. Церковь имела три престола: главный — во имя Преображения Господня, правый теплый — во имя Иоанна Богослова и левый — во имя Нила Столобенского и Сергия Радонежского. Вся живопись в храме сделана старицким художником Петром Жуковым. Прихожане были из с. Холохольня и д. Дубровки, Железово, Пентурово, Дары, Коптево, Колосово, Рыблово, Ведерниково, Лединки.
В 1901 г. в приходе было 282 хозяйства, в кoтopыx проживали 1932 человека (870 мужчин и 1062 женщины). Священником церкви был Владимир Квинтилиан Вершинский, 86-ти лет, дьяконом служил Николай Ильич Носов, 36-ти лет, псаломщиком — Николай Арсеньевич Соколов, 21-го года. В 1935 г. церковь была закрыта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Богослужения

В Знаменской церкви (с. Броды) богослужения проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты иконе Божией Матери "Знамение" , или мученикам Флору и Лавру, или прп. Иоанну Рыльскому, или правв. Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, или свт. Петру, митр. Московскому.

В Васильевской церкви (с. Васильевское) богослуженитя проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты Пресвятой Троице или Иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" или свт. Василию Великому (в холодное время - в домах прихожан с. Васильевского)

Документы

С официальными документами прихода можно ознакомиться на странице - ссылка

prestol

pomoch

vokrtes shokala

group vk

Наши друзья

patriarhiya hram tver.ru seyatel rjm tvermitr hr ros book let Родники Тверской Земли