Васильевская церковь, с. Васильевское

icon bmЦентральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции – только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам – эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна – с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, –  читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), – вторая – с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень [икон], – пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х гг., родом из д. Рамейково), – показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV – ХVI вв.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».

Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной.

История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней – поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.

Но 1594 г. – это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова – Василий и названия храма – Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.

Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.

Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

004 0022736bИтак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) – во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) – во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом – холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной – теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида – одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, – вспоминает Константин Егорович Филиппов. – Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа.

В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас.

В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко – 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.

Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 90-е».
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й.

К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). Местные жители их хорошо помнят и отзываются по-доброму. «Это была очень добропорядочная семья»; «На их семью молиться и креститься надо» – о семье о. Анатолия. Жена о. Иоанна была портнихой и учила жить деревенских девочек, а сам он любил рисовать – о семье о. Иоанна. О. Анатолий жил в с. Васильевском, недалеко от церкви, по правой стороне села. Дом не сохранился. Возможно, его сожгли в период немецкой оккупации. На этом месте сейчас находится дом № 20. О. Иоанн жил в д. Рамейково, отделенной от с. Васильевского речушкой Улюсть: в части деревни, примыкающей к речке. Его дом располагался слева от дома № 6, если стоять лицом к последнему. В доме № 6 ныне проживает Валентина Афанасьева Горшкова (в девичестве – Соколова). Бывший же дом о. Иоанна номера не имел. (Нумерация строений в д. Рамейково поздняя и крайне запутанная, поэтому приходится прибегать к описательному методу). Бывший дом о. Иоанна сгорел где-то в начале 1990-х. По слухам, его подожгли ради получения страховки. До тех пор, пока действовала церковь, был и псаломщик. Он проживал в сохранившемся доныне доме № 16 с. Васильевского.

Местные жители называют разные годы ареста священников: 1932, 1933, 1934, 1936, 1937-й. «О. Иоанна и о. Анатолия забрали одновременно – вечером они были, а наутро их никого уже не оказалось, то есть арестовали ночью, – вспоминает Анна Александровна Зенина (в девичестве – Иванова). – Никто не видел, как их забирали». «Семью, наверно, выселили и угнали в Сибирь. Колокола сняли», – рассказывает Надежда Ивановна Смирнова (в девичестве – Филиппова). Известно, что дочь о. Анатолия, Ия Анатольевна Вишнякова, 1922 г.р., в 1960-е гг. работала в г. Калинине (Твери) в средней школе № 17. Несколько лет назад, – вспоминает Людмила Федоровна Демьянова (в девичестве – Виноградова), – она приезжала в Васильевское, тогда ей было уже за 80 – «обошла весь храм, где служил ее отец». У Ии Анатольевны есть сын. Может быть, они отзовутся?

После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, – вспоминает К.Е. Филиппов. – Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е гг. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, – вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве – Филиппова), – приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».

После закрытия храма религиозную жизнь в с. Васильевском и д. Рамейкове долгое время поддерживали две замечательные женщины: Анна Антоновна Соловцова («главная») и Вера Матвеевна Молоткова. Возможно, раньше они прислуживали в церкви. Когда не стало священников, они крестили, отпевали – читали молитвы, проводили крестные ходы. «Эти две женщины, – вспоминает А.А. Зенина, – и по виду напоминали монахинь – были одеты в черное. Они ходили отсюда пешком, вероятно, в Тверь (60 км), так как там оставались действующие церкви». «Во время первого выгона скота на пастбище в мае (очевидно, на день Св. Георгия), – вспоминает Л.Ф. Демьянова, – А.А. Соловцова и В.М. Молоткова с иконами ходили: шел скот, потом они с иконами, а за ними все остальные люди… В 1953-1955 гг. крестные ходы еще были, а при Хрущеве их уже не было».

Закрыли церковь, запретили крестные ходы, проходили годы, десятилетия, но память о жизни со Христом не умирала. Н.И. Смирнова рассказывает о своем детстве: «Ходили молиться Богу. Мама повяжет платок красивый, и я пойду. Я когда молилась, смотрела только наверх – все было разрисовано, красиво – Богородица и святые. Все сделано под золото, чисто, красиво. На стенах сделаны выгибы – одна выемка, вторая. В церкви помещение большое: стоят по рядам – так много народа… На Пасху ходили вокруг церкви – в 12 часов ночи, а потом придут домой и разговляются». А вот воспоминания А.А. Зениной о ее походах в церковь вместе с мамой, Татьяной Ивановной Ивановой: «В церковь ходили утром. Вход был со стороны колокольни… Главный придел был очень красивый и отличался от трапезной. Служба проходила в теплом приделе. Я приходила и вставала рядом с мамой, везде висели иконы, лампадки горели. Помню, как я однажды стояла в церкви, и казалось особенно красиво…»

04737 20061009 023839

План храма снят в сентябре 2015 года.
План храма снят в сентябре 2015 года.

Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в родном храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 – 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы. Активное участие в них приняли Алексей Васильевич Бурлаков, Николай Григорьевич Кожевников, Александр Федорович Васильев. В трудах по обустройству храма и благоустройству территории участвовали Константин Егорович, Татьяна Семеновна и Максим Константинович Филипповы, Фаина Анатольевна Чумикова, Валентина Александровна Васильева, Елена Вячеславовна Хухрова, Людмила Аркадьевна Русакова, Наталья Михайловна Иванова, Марина Анатольевна Зенина и многие другие. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель – Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок… Приглашаем всех, кому не безразлична судьба Отечества, Русской культуры, Веры Православной, оказать посильную помощь в возрождении церкви свт. Василия Великого в с. Васильевском. Желающие помочь, могут обратиться:

в Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение»
д. Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви,
настоятель священник Роман: 8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37
председатель приходского совета Наталья Васильева: 8-910-531-96-65

Электронная Почта  kbrody@mail.ru

И к о.Роману по е-майл bat.r.oj@yandex.ru.

А также перечислить денежные средства - реквизиты указаны на странице

К.и.н. М.М. Горинов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Богослужения

В Знаменской церкви (с. Броды) богослужения проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты иконе Божией Матери "Знамение" , или мученикам Флору и Лавру, или прп. Иоанну Рыльскому, или правв. Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, или свт. Петру, митр. Московскому.

В Васильевской церкви (с. Васильевское) богослуженитя проходят по воскресеньям в 13.00, акафисты Пресвятой Троице или Иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" или свт. Василию Великому (в холодное время - в домах прихожан с. Васильевского)

Документы

С официальными документами прихода можно ознакомиться на странице - ссылка

prestol

pomoch

vokrtes shokala

group vk

Наши друзья

patriarhiya hram tver.ru seyatel rjm tvermitr hr ros book let Родники Тверской Земли