9 мая 2023 настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» д. Броды иерей Вячеслав (Курков) отслужил заупокойные панихиды на братских могилах Старицкого района в д. Каленицы, д. Васильевское, д. Кучково.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Хотя в первую очередь мы молимся об упокоении тех, кто погиб в годы войны, однако в полной мере уместно вспоминать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые пережили эти годы и скончались позднее (в том числе и тех ветеранов, которые преставились недавно).

Ветхозаветные корни поминовения погибших воинов (а в расширенном смысле – усопших вообще) видят в жертвоприношении, которое Иуда Маккавей принес за павших в битве израильтян (2Мак.12:39-45). Однако важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном богословии считается основанием православного почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

«Положить душу» — пожертвовать собой; Христос в качестве высшего проявления любви указывает готовность отдать свою жизнь ради друзей. Друзья – это круг избранных людей, которые связаны между собой «союзом любви» (вспомним ирмос 5-й песни канона Великого Четверга: «Союзом любве связуеми апостоли…»); любовь к другу – единственный вид любви, который связан исключительно со свободным выбором. Вообще, есть 4 вида любви, которые обозначаются четырьмя греческими терминами: στοργή — любовь к родственникам, то есть чувство естественное; любовь супружеская ἔρως основана на влечении (которое также не всегда свободно и рационально), любовь ἀγάπη — христианское чувство, которое мы испытываем ко всем ближним. Все эти три указанных типа любви не связаны в полной мере со свободой выбора; только дружба (φιλία) предполагает абсолютную независимость человека при выборе друзей. Потому в узком смысле Христос говорит о самопожертвовании ради друзей.